Архимандрит Антоний Гикизас, духовник святого Порфирия (1910-1999)Из свидетельств его духовных чадПереклад з грецької*В период, когда я впервые встретился со Старцем, у меня было очень тяжелое внутренне состояние. Трудности с решением проблем заставили меня обратиться к святому Старцу Антонию. Тогда Старец стал для меня прибежищем и поддержкой. То давление, которое я испытывал внутри, невозможно описать. Но тем не менее за довольно короткое время душе моей стало очень легко. Моя встреча со Старцем стала катализатором. Он обезоружил меня, когда глубоко посмотрел мне в глаза и сказал: "Я глубоко заглянул в тебя и увидел то, что с тобой произошло, было вызвано гордыней. У тебя нет другого пути, кроме смирения. Это движением лишь в одну сторону". Старец Антоний рассказывал: "Сюда приходил со мной повидаться отец Порфирий1. Мы возлагали друг на друга руки и исповедовались. Старец Порфирий имел великое покаяние. Он умер в полном раскаянии". Другой духовный сын отца Антония рассказывал: Проблуждав несколько лет вдали от Церкви Христовой и вернувшись недавно в объятия сладчайшего Иисуса, я начал читать духовные книги и свидетельства о современных святых, таких как Старец Паисий, Старец Порфирий и др. В то время мне часто приходило на ум обращение к Господу: почему бы мне, как и многим другим, не встретить святого, чтобы укрепиться духовно. И хотя это обращение было совершенно необоснованным, ведь я только что вернулся в Церковь, но Господь по Своей безграничной любви почти сразу же исполнил мою просьбу. Однажды вечером зимой 1998 года Господь призвал меня встретиться со Старцем Антонием. И я отправился на проспект Александра, 59, в квартиру на нижнем этаже, где он жил. Переживания были необыкновенными, их невозможно выразить словами. Я вошел в комнатку Старца. Сразу слева от входа стояла кровать, на которой он неподвижно лежал последние десять лет из-за болезни Рейно и многочисленных инсультов. Предо мною предстал смиренный, одолеваемый болезнью старчик, но в то же время он выглядел довольно сильным! Прислонившись к кровати Старца и видя его спокойный и любящий взгляд, я подумал, что он святой. Затем я услышал, как он отчетливо произнес: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос...". Тогда, потрясенный, я подумал, насколько я грешен. Потом снова слышу слова Старца: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". Да, это была правда, Старец читал мои мысли и пытался ободрить меня, спасти от отчаяния. Моему маленькому сыну, который восхищался героем Гераклом, он однажды сказал: "Геракл, дитя мое, тоже был человеком, и у него была ахиллесова пята". Мы с сыном были в восторге! Тогда я понял, что поскольку малыш мысленно обожествлял Геракла, Старец, читая его мысли, пытался оторвать его от этого героя. Однажды вечером я пришел у нему расстроенный и опечаленный, потому что молился о серьезной личной проблеме, которая не давала мне покоя уже много лет. Было воскресенье, и Евангелие дня о Хананеянке2. Старец спросил нас, понимаем ли мы смысл Евангелия. Большинство из присутствовавших ответили, что понимают. Тогда отец Антоний спросил: "Что вы понимаете, чада?". И предложил простое объяснение евангельского отрывка. "Хананеянка плакала позади Иисуса, умоляя Его о милости, а Он довольно долго ее не слушал". Таким образом, анализируя евангельский отрывок, он учил нас, что, когда мы о чем-либо просим Господа, то должны проявлять терпение, настойчивость и смирение, "даже если Господь нас тотчас или долго не услышал". Однажды я пришел к Старцу довольный, потому что сделал небольшую милостыню. Как только я сел рядом с ним и мы остались одни, он сказал: "Милостыня — это хорошо, но лучше милостыня душе, которая есть душа милосердия". Через несколько дней я понял, что он имел в виду: "Человек, которому я якобы помог небольшими деньгами, помиловал мою душу "духовно", и это имело большую ценность". И снова я отправился туда с мыслью в уме, что якобы делаю кому-то одолжение. Старец «увидел» это и говорит мне: "Чтобы ты ни делал, ты все равно окажешься в долгах". Для укрепления нашей веры он поучал: "Однажды древнегреческий мудрец, язычник, попросил, чтобы ему дали точку опоры на которой можно разместиться, и тогда он смог бы сдвинуть Землю3. Мы, христиане, у которых есть поддержка в лице Христа, подумайте только, что мы можем сделать!" Он очень любил послания святого апостола Павла и просил многих людей читать ему некоторые из этих посланий, в зависимости от духовных проблем пришедших, с тем, чтобы они могли получить ответы на свои вопросы. Когда здоровье Старца ухудшилось, и он уже не мог нас поучать, мы все равно продолжали его навещать. Однажды, когда мы вместе с сыном вошли в его комнату, мы столкнулись с тяжелым запахом, связанны с его большими проблемами со здоровьем. И тут я увидел на буфетном столе "Цветную Триодь". Я начал листать ее, и вдруг мы с сыном почувствовали непередаваемый аромат, исходящий от книги. Тогда я понял, что Старец своей молитвой дал нам, с одной стороны, угощение, а с другой — урок. Он доставил нам удовольствие, потому что мы продолжали его навещать, хотя он и не мог с нами разговаривать. В то же время он научил нас, по моему скромному мнению, что духовное благоухание находится в Церкви, в ее службах и таинствах. Даже святой, каким был Старец, не может предложить ничего своего, кроме грязи и тяжелого запаха. Поэтому все чудеса, которые мы видим в святых, происходят от Божьей благодати, обитающей в них. Самым чудесным из всего, что мы пережили со Старцем, была та духовная польза, которую мы получили после того, когда он уже не мог говорить из-за последнего инсульта. Она было столь же удивительна, если сказать не больше, нежели раньше, когда он еще говорил. Много раз я приходил к нему с сильным волнением и тревогой, а уходил успокоенным и умиротворенным, причем он не только не говорил со мной — поскольку находился в состоянии афазии — но даже не смотрел на меня, ибо большую часть времени был погружен в себя и находился с закрытыми глазами. 30 сентября 1999 года я узнал по телефону, что Старец скончался. К сожалению, я не смог присутствовать на его похоронах из-за неотложных дел, и надеюсь, что он простит меня. Я уверен в этом, поскольку однажды, когда мы сидели рядом, и я сравнивал себя с ним, осознавая степень своей греховности, он посмотрел на меня взглядом полным любви и сказал: "Я люблю весь мир, но больше всего я люблю грешника". Приводим некоторые из его простых, но поучительных высказываний: "Если в тебе родился Христос, ты не хочешь ничего другого". "Христос — душа нашей души". "Все необходимо делать во славу Божию". "Величайшая профессия — прославлять Бога". "Прославление Бога — предназначение человека". "Мы не должны делать из себя кумира. Давайте не будем превозноситься". "Мы должны считать своего ближнего выше себя". "Страх Божий — это ревностное исполнение Его заповедей". "Просто вера без дел мертва, ибо "и бесы веруют и трепещут""4. "Настоящий пост — не телесный, а отрешенность от страстей". "То, что мы делаем, – это прыжок веры перед величием Бога". "Покаяние — это восстание против себя и против невидимого врага". "Покаяние — это неодолимое оружие; никто не может его победить". "Величайшее чудо для человека – это чудо покаяния. Но покаяние христоцентрично: я каюсь и сожалею, потому что я жалею Христа". "Праведники имеют мир Божий. Но и у них также много великих скорбей". "Есть две радости: радость Божья и радость мира, переходящая в печаль". "Свобода мира — это невидимое рабство". "Настоящая свобода существует только в Боге". "Хула на Духа Святого — это ожесточение сердца. А бесчувствие — еще больший грех". "Избегайте жестокосердия, которое есть у всех людей. Единственное лекарство от него — непрестанная молитва". "Умная молитва и тишина — это духовное дыхание". "Молитва — самое ответственное дело. Но без покаяния молитва невозможна". "Православие признает чудеса, а цивилизация — науку". "Нет ничего случайного. Удача означает Божий промысел. Будем просить святых молитв Старца, со святым Порфирием предстательствующего у Небесного алтаря Владыки Христа нашего! ____________________ 1 Преподобный Порфирий Кавсокаливит. 2 Мф. 15, 22. 3 Высказывание принадлежит Архиме́ду (287—212 годы до н. э.), древнегреческому ученному, философу и изобретателю. Русский сокращенный вариант перевода: "Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю". 4 Иак. 2, 19. Περιοδικό «Ο Οσιος Γρηγόριος», έτος 2016, αριθμός 41 * Опубліковано з благословення монастиря Преподобного Григорія, Свята Гора Афон. © Ἱερά Μονή Οσιου Γρηγορίου Άγιου Όρους, 2016 © Paradosi.Eu, переклад, верстка, 2024 |